Где вырастают
успешные люди?

Как среда обитания влияет на личность в стадии формирования? Разбираемся, как место, в котором растет человек, в дальнейшем определяет его
критерии успешности, целеустремленности
и стиля жизни

Как среда обитания влияет на личность в стадии формирования? Разбираемся, как место, в котором растет человек, в дальнейшем определяет его критерии успешности, целеустремленности и стиля жизни

Помочь ребенку многого добиться в жизни — цель каждого родителя. И если повлиять на генетическую составляющую наука пока не позволяет, то спланировать место взросления вполне реально. Тем более что прямая зависимость между условиями, в которых человек живет в подростковом возрасте, и тем, как сложится его дальнейшая жизнь, установлена научным сообществом.

О воздействии среды на психологическую готовность человека стремиться к успеху и добиваться результатов писал еще советский психолог Лев Выготский в середине XX века.

Сейчас наличие такой взаимосвязи подтверждают современные исследователи. В частности, об этом РБК рассказали клинический психолог, гештальт-терапевт и директор собственного Антикризисного психологического центра Ирина Смолярчук, а также арт-терапевт, преподаватель психологических дисциплин МФЮА, младший научный сотрудник Института психологии и информальной юстиции Карина Канафина.

Создать условия для комфортного и мотивированного взросления ребенка — нетривиальная задача. Чтобы ее решить, родители московских подростков ищут район, который способствует гармоничному развитию личности. Оценить результаты такого стремления можно благодаря статистике «Индикаторов рынка недвижимости» (ИРН) — независимой компании, которая отслеживает спрос на новостройки в Москве и Подмосковье.

ЮЗАО — самый востребованный округ Москвы для покупки жилья, подсчитали в ИРН

ЮЗАО — самый востребованный округ Москвы для покупки жилья, подсчитали в ИРНЮЗАО — самый востребованный округ Москвы для покупки жилья, подсчитали в ИРН

ЮЗАО — самый востребованный округ Москвы для покупки жилья, подсчитали в ИРНЮго-запад занял первое место в опросе, где респондентам предложили ответить на вопрос, в каком округе Москвы они хотели бы жить. Чтобы проанализировать, как коррелирует среда, которая сформировалась на юго-западе столицы, с практическим опытом взросления подростков, РБК обратился к экспертам, постоянно работающим с молодыми людьми.

В поисках внутренней пружины

«Внутренняя пружина для постоянного саморазвития ребенка — это мотивация, — рассказала РБК член международного почетного общества в области психологии Psi Сhi Карина Канафина. — Если ребенок будет понимать, для чего ему нужно хорошо учиться, заниматься спортом, расширять свой кругозор, то у него появляется цель. Стоит учесть, что цели будут обусловлены личностными особенностями. И, конечно, здесь важно выстроить для ребенка его индивидуальную стратегию развития».

Преподаватель РУДН, кандидат физико-математических наук и многодетная мама Татьяна Ледащева обратила внимание, что для ребенка любого возраста важно не сравнивать его с другими.

«Если сравнивать, то только с ним самим. Играете с ним в бадминтон, и, например, удалось продержать воланчик 10 ударов: „Слушай, а ты молодец, еще месяц назад только до пяти доходило“. Важно слушать и слышать. Важно родителям научиться просто слушать и не давать советов, особенно непрошеных. Заинтересовался чем-то, попросил — дать возможность попробовать».Татьяна Ледащева, доцент РУДН

Попробовать разные точки приложения интереса в ЮЗАО проще всего в Обручевском районе, где сосредоточено множество спортивных секций. Мечевой бой, айкидо, художественная гимнастика, танцевальная студия и даже школа паркура — и это только в окрестностях метро «Калужская».

Особенно много разноплановых занятий для детей и подростков оказалось рядом с новым клубным кварталом «умного» класса «AFI Park Воронцовский»:

  • футбольная академия
  • студия пилатеса
  • теннисная школа
  • зал для занятий кёкусинкай —
    особым видом каратэ

«Если все вокруг ребенка совершенствуются и растут над собой, то и ребенок волей-неволей будет делать так, — оценил потенциал коллективных занятий и правильной компании доцент Института экологии РУДН Владимир Пинаев. — Если все сидят и не производят никаких телодвижений, то эта инерция передастся ребенку». По мнению психолога Ирины Смолярчук, для формирования внутренней движущей силы ребенку в первую очередь необходим образ успешного родителя.

«В возрасте средней школы толчок для развития дает внешняя среда, компания, — добавила Татьяна Ледащева. — Важно поддерживать интересы — например, помочь найти нужное сообщество по интересам. Может быть, организовать поездку в хороший лагерь. Бывает, человек за две-три недели меняется, увидев других людей, другой подход к жизни и к решению проблем».

Резидентам более престижных локаций намного проще интегрироваться в такую среду. К примеру, в ЮЗАО достаточно поселиться в Обручевском районе и отдать своего ребенка в школу по месту жительства, чтобы тот оказался в окружении мотивированных сверстников, стремящихся к победам в олимпиадах.

Школы в пешей доступности от квартала «AFI Park Воронцовский»:

  • для гуманитариев: школа № 1948 «Лингвист-М»;
  • для склонных к точным наукам: входящая в топ-5 рейтинга школ Москвы гимназия № 1514;
  • для изучения иврита, еврейской истории и традиций: Московская национальная еврейская школа № 1311 «Тхия» с кошерным питанием;
  • школа № 121;
  • школа № 117.

Детский сад в новом жилом комплексе будет собственный: отдельно стоящее трехэтажное здание выделяется футуристичной архитектурой, которая с ранних лет готовит человека к неординарным свершениям. Также в непосредственной близости расположены еще четыре детских сада, один из которых относится к Управлению делами президента.

Детский сад в новом жилом комплексе будет собственный: отдельно стоящее трехэтажное здание выделяется футуристичной архитектурой, которая с ранних лет готовит человека к неординарным свершениям. Также в непосредственной близости расположены еще четыре детских сада, один из которых относится к Управлению делами президента.

Для гармоничного развития не менее важны и внеклассные занятия, где маленький человек сможет раскрыться с новых сторон. К примеру, у всех жителей «AFI Park Воронцовский» независимо от возраста будет возможность вступить в закрытый шахматный клуб AFI Chess, который предназначен только для жителей комплекса. Резиденты клуба смогут принимать участие в обучающих программах, посещать мастер-классы и участвовать в шахматных турнирах. Партнером выступил Chess Club Moscow.

Отсечь лишнее:
как не нарушить хрупкий баланс

Попасть в правильную среду — существенное, но не единственное условие гармоничного развития личности, указали психологи и педагоги, с которыми беседовал РБК. В поиске мотивированного окружения важно не забыть о базовых потребностях: отдельной комнате, качественно построенном доме и закрытом дворе, где можно без опаски гулять в одиночку и общаться с другими ребятами.

Именно так проектируется «AFI Park Воронцовский»: двор без машин, панорамные виды на зеленый ЮЗАО и квартиры с продуманными планировками, среди которых можно найти даже просторные пятикомнатные варианты для действительно большой семьи. Разумеется, есть и более привычные двушки — но спроектированы они настолько по-умному, что спокойная уверенность в завтрашнем дне передается каждому ее жителю от мала до велика.

«Человек всегда должен иметь возможность „спрятаться в домик“: восстановить свои границы и отдохнуть от других людей. Поэтому для каждого члена семьи так важна отдельная комната. Личные границы человека начинаются в тот момент, когда его родители стучат в дверь, прежде чем зайти в детскую, — даже если ребенку в этот момент пять лет. Именно готовность отца и матери спрашивать разрешения войти закладывают базис для формирования ребенка как самодостаточной личности».Ирина Смолярчук, гештальт-терапевт

В «AFI Park Воронцовский» достаточно трех- и четырехкомнатных планировок, чтобы семьи с разнополыми детьми смогли по-умному расселить братьев и сестер в одной квартире. А наличие больших гардеробных и окон в ванной позволяет забыть о бытовых неудобствах: с таким подходом к комфорту подростка ничто не сможет отвлечь от построения собственной жизни и гармоничного всестороннего развития.

«Чем лучше бытовые условия, тем больше у человека возможностей посвятить себя какому-то делу, так как он не отвлекается на бытовые проблемы, — указал кандидат экономических наук и практикующий преподаватель РУДН Владимир Пинаев в разговоре с РБК. — Очень важна возможность побыть одному, не отвлекаясь, что-то обдумать и просто эмоционально разгрузиться».

Получить дополнительную эмоциональную разгрузку можно от прогулки на природе. В ЮЗАО особенно много зеленых зон: от ландшафтного заказника «Теплый Стан» на юге до Академического парка на севере через весь округ тянется «экологичная полоса», на всем протяжении которой один парк сменяет другой.

Для примера, в Обручевском районе точкой притяжения стал Воронцовский парк, существующий несколько сотен лет. Это впечатляющий памятник садово-паркового искусства со старинной дубовой рощей, живописным каскадом прудов, вязовыми и березовыми аллеями. У особых счастливчиков сюда будут выходить окна, обеспечивая жителям изысканный вид и чистый воздух. К слову, именно в честь этой зеленой зоны получил свое название жилой квартал «AFI Park Воронцовский», строящийся аккурат по кромке Воронцовского парка.

Насколько важна эстетика места

Изучая место, где ребенок, а затем и подросток будет каждый день гулять и ходить в школу, родители часто обращают внимание на внешний вид дома и того, что его окружает. «AFI Park Воронцовский» наверняка привлечет таких родителей своими изысканными фасадами и архитектурной насыщенностью. Но так ли этот фактор важен в процессе созревания личности? И не переоценивают ли люди значимость эстетической составляющей места?

«Эстетическая „насмотренность“ культивирует в человеке формирование и реализацию духовных потребностей. Человек начинает понимать свою причастность к эстетике, которая на протяжении тысячелетий формировалась в мировой культуре. В МФЮА мы активно приобщаем студентов к культуре: в главном корпусе есть музейно-выставочный комплекс „Наука, техника, искусство“, а в стенах вуза хранится множество произведений искусства, картин, скульптур. Классическая музыка, играющая на территории, способствует формированию эстетических и нравственных основ личности».Карина Канафина, психолог и преподаватель МФЮА

Владимир Пинаев из РУДН оценил эстетический фактор более сдержанно. «Возможны два варианта, — написал доцент Института экологии в ответ на запрос РБК. — Если человек получил слишком много впечатлений изначально, не будучи к этому готов, у него может наблюдаться эмоциональная переутомленность. Он может сознательно или бессознательно отказываться от стремления к достижениям. Второй вариант: человек проникся тем, чего „насмотрелся“, — прекрасными картинами, спектаклями и т.п. — и готов создать что-то свое, столь же прекрасное. Выбор всегда остается за самим человеком».

Подчас помочь сделать такой выбор помогает разнообразие культурных пластов, которое не всегда можно найти в районах однородной застройки. Обручевский — приятное исключение. Здесь образчики высокой архитектуры XVI века соседствуют с модернизмом и даже брутализмом экспериментаторов середины XX века и изысканной работой современных мастеров.

Среди наиболее свежих творений — работа архитекторов ADM на улице Академика Челомея.

Сочетание построек разных эпох и культур пробуждает любопытство в самых маленьких жителях, развивает стремление задавать вопросы у подростков и позволяет насладиться взаимопроникновением культур более старшему поколению.

Что будет
после школы

Старшие классы — критически важный, но не последний этап формирования личности. В реалиях XXI века человек продолжает меняться и после выпуска из школы: на первых курсах вуза и в первые годы отдельной от родителей жизни. В такой момент особенно важно оказаться в нужном месте и с нужным окружением.

Чек-лист: что должен уметь ребенок для отдельной жизни

  • обеспечивать себя материально
  • стирать и гладить либо иметь бюджет на сервисы стирки и глажки
  • готовить либо иметь бюджет для заказа готовой еды
  • поддерживать чистоту в доме
  • соблюдать личные границы
  • иметь желание жить отдельно от родителей

Сделать процесс более гладким помогает все тот же бытовой комфорт, что был важен в школьные годы: возможность уединиться в собственной квартире, возможность ходить на учебу пешком, возможность жить в качественном доме «умного» класса.

«18 лет — подходящий возраст для сепарации от родителей. В этом возрасте ребенок меняет статус со школьника на студента, что считается началом периода его профессионального становления. Когда ребенок может самостоятельно о себе заботиться, организовать процесс учебы, труда и отдыха, тогда он может выходить во взрослую жизнь и начинать проживать отдельно».Карина Канафина, член ассоциации детских психологов

«Момент, когда пора проводить сепарацию, определить легко. Это тот момент, когда человек сам себя обеспечивает: получает заслуженную зарплату и умеет на нее прожить, — добавила Ирина Смолярчук. — Для этого родители показывают, какое удовольствие может приносить любимое дело. Когда родитель упивается тем, что делает на работе, это помогает ребенку полюбить что-то вне рамок семьи».

На этом этапе преимущество получат те, кто окажется в пешей доступности от нового места социализации — вуза. Особенно широкий выбор в этом отношении откроется перед жителями «AFI Park Воронцовский» — квартала, близкого к  наиболее престижным университетам в стране.

Вузы в непосредственной близости от «AFI Park Воронцовский»:

  • МГУ
  • МГИМО
  • Институт нефти и газа
  • РУДН
  • МФЮА

«Важна готовность человека принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки, — оценила критерии для отдельной жизни Татьяна Ледащева, расположенного в 20 минутах ходьбы от «AFI Park Воронцовский». — Со стороны родителей важно вовремя и последовательно отдавать ребенку ответственность за его действия и не навязывать свое видение любой ситуации, с которой он сталкивается. Тогда человек может быть самостоятельным и живя с родителями. Однако собственную семью все-таки лучше заводить на отдельной территории».

Преподаватели вузов, с которыми беседовал РБК, перечислили несколько критериев, которым соответствуют наиболее успешные студенты первых курсов. В лидерах оказались:

  • осознанность, позволяющая рационально подходить к образованию,
  • умение организовать себя,
  • желание развиваться,
  • сформировавшиеся лидерские и коммуникативные навыки.

«Успешные студенты активно взаимодействуют с преподавателями, перенимают их опыт, публикуют совместные статьи и участвуют на форумах, в конференциях, студенческих выездах», — уточнила Карина Канафина. Именно такие люди затем добиваются успеха в профессиональной сфере — их «внутренний мотор» не позволяет остановиться даже тогда, когда перечень достижений становится атипично велик, а покоренные вершины уходят за горизонт.